![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/3vhvddpa6ky-1-1-1024x768.jpg)
Новые экспозиции Музея Востока представляют исламское книжное искусство. Коран, представленный на первой выставке, появился в собрании Государственного музея Востока в 1946 году. Но тогда никто не знал истинную ценность экспоната. О том, что 18 богато украшенных, но зверски вырванных из книг листов принадлежали библиотеке бухарского бия Мухаммеда Данияла-аталыка, узнали лишь в прошлом году, когда расшифровали печать. «Выяснилось, что это остатки уникальной рукописи, которая принадлежала основателю мангытской династии Бухары. Есть еще одна рукопись, которая принадлежит этому же собранию. Она находится сейчас в Ташкенте, в институте Восточных рукописей. И больше у нас никаких следов библиотеки Даниял-бия, к сожалению, нет», – пояснил куратор выставки Илья Зайцев.
![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/i-_cbqpi_nk-1-1024x768.jpg)
И если раньше листы Корана ценились за красоту и художественное мастерство авторов, то теперь обрели еще и значимость историческую. Илья Зайцев подчеркнул, что это первая публичная демонстрация произведения искусства.
![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/pz1nwclfnpi-1-1024x768.jpg)
Дамир Мухетдинов, первый заместитель председателя Духовного управления мусульман РФ, назвал исламское наследие Бухары «достоянием мировой и российской цивилизаций». Неслучайно именно при содействии ДУМ был издан каталог к выставке. Параллельно, в соседнем зале, открылась еще одна экспозиция: «От Тимуридов к Сефевидам».
![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/9oxz-ahparg-1024x768.jpg)
Генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов поведал собравшимся предысторию выставки: она стала последним незавершенным проектом безвременно ушедшей из жизни хранительницы иранской коллекции музея Натальи Сазоновой. После ее смерти исследование подхватили несколько сотрудников ГМВ: Рустам Шукуров окончательно атрибутировал рукописи и перевел тексты, Полина Коротчикова атрибутировала миниатюры и подготовила выставку. Посетители смогли увидеть шесть наиболее ранних рукописей из собрания музея, литературные памятники известных авторов: Низами Гянджеви, Саади Ширази и Абд ар-Рахмана Джами. Четыре из них до этого никогда не покидали запасников музея.
![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/56nbneigpse-1024x768.jpg)
Благодаря проведенной научной работе манускрипты присоединились к лучшим образцам иллюминированных рукописей XV––XVI вв. и встали в ряд шедевров иранской миниатюры и каллиграфии, имеющих мировое значение.
Куратор Полина Коротчикова в своей речи немного снизила градус научности и рассказала о том, что одна из книг была, судя по всему, любимой у Шах-Джахана: «Он возил ее с собой из библиотеки в Агре в гаремную библиотеку, где любил читать перед сном. Таким образом, манускрипты, представленные на выставке, приобретают совершенно другую жизнь. Эти листы, которые, вроде бы, уже давно мертвы, лежа в наших фондах, снова ожили.
![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/x49e1dy4ldo-1-768x1024.jpg)
Именно поэтому мы дополнили экспозицию большим текстологических материалов, которые вдохнут в рукописи жизнь», — пояснила хранитель иранской коллекции Музея Востока.
Советник по культуре посольства Исламской республики Иран г-н Масуд Ахмадванд высоко оценил исследовательскую работу, проделанную сотрудниками музея, и отметил, что подобные выставки способствуют развитию взаимоотношений между Россией и Ираном в области культуры. Обе выставки гармонично сочетаются друг с другом и раскрывают зрителям разные грани исламского книжного искусства.
![](https://moskovit.com/wp-content/uploads/2024/01/mg32lknsqwq-1-1024x768.jpg)
Посмотреть «Коран бухарского эмира» и «От Тимуридов к Сефевидам: книжное искусство Ирана в XV — начале XVI в.» можно до 24 марта 2024 г.